А ДЛЯ НИХ ОН БЫЛ  ПРОСТО БЕЛОГВАРДЕЕЦ

А ДЛЯ НИХ ОН БЫЛ  ПРОСТО БЕЛОГВАРДЕЕЦ

    Популярнейший в Российской империи конструктор (создатель первых в мире: четырехмоторного самолета «Русский витязь», тяжелого четырехмоторного бомбардировщика и пассажирского самолета «Илья Муромец», трансатлантического гидроплана и серийного вертолёта) Игорь Иванович Сикорский после Октябрьского переворота 1917 года обнаружил, что ему в Советской России не рады.

Он не сражался против большевиков, но все же получил грозящее расстрелом клеймо «белогвардеец» за свою активную работу в прошлом на военную отрасль царской России. И когда Сикорский узнал, что вскоре его арестуют, то решил бежать из захваченного большевиками Отечества.

 

БЕЗ ГРОША В КАРМАНЕ

    Эмиграция для русского человека – всегда драматическое событие, что уж говорить о вынужденной необходимости поспешно покинуть Родину. И, конечно же, без помощи земляков из России у не имеющего, несмотря на все свои открытия и награды, ни гроша в кармане беглого конструктора ничего бы не вышло.

     Большинство эмигрантов из пылающей в огне Гражданской войны России остались в Европе, где после кровопролитной Первой мировой войны имелось немало свободных рабочих мест в секторе низко квалифицированного труда. А вот те из эмигрантов, кто имел свой проект и нуждался в его серьезном финансировании, уезжали из разоренной войной Европы в Америку, чья экономика росла, как на дрожжах.

Переехал в США и Сикорский. Там он основал авиационную фирму. Ее вице-президентом и инвестором стал гениальный композитор и пианист Сергей Рахманинов. 

РАЗНИЦА В ПОДХОДАХ

    В США Сикорский нашел то, чего никак не мог найти в большевистской России, где сначала смотрели на происхождение ученого или инженера (не буржуй ли часом, не бывший ли офицер?), а потом уже на его профессионализм и талант. 

    Американцев же интересовали всего лишь две вещи – прибыль и технологии. По сути, это и есть американская национальная идея, ради которой Штаты готовы испепелить любую страну и уничтожить любой народ. Однако самих американцев, а также для эмигрирующих туда из бедных стран специалистов высокого уровня такой подход – это шанс на райскую жизнь. 

    В обществе свободного рынка – даже во времена охоты на ведьм вроде эпохи маккартизма или нынешней антирусской истерии – изобретатель ценен не своей идеологией, а своими открытиями и количеством денег, которые можно на них заработать. 

    Поэтому Сикорский легко вписался в американское общество, как сегодня в него легко вписываются наши программисты и другие высококлассные специалисты. А вот сбежавшие на Запад с наворованными у русского народа деньгами чинуши и олигархи никогда не приживутся ни в США, ни в любой другой развитой стране мира, сколько бы дорогих вечеринок с халявной выпивкой российские нувориши там не устраивали. На Западе и своего жулья хватает. Зачем им еще и чужое?

САМЫЙ БЕЗОПАСНЫЙ САМОЛЕТ

    Демонстрационные полеты созданных Сикорским самолетов серии Си-38 в Вашингтоне закончились тем, что на них ВМС США сделали Сикорскому заказ. А ведущий американский авиаперевозчик «Пан Американ Эйрвэйз» стал использовать в рейсах амфибии Сикорского (прозванные «летающими лодками»). Более того, Эс-38 был признан «самым безопасным самолетом в мире». 

    Эс-38 доказал, что может летать и как обычный самолет, и как гидросамолет, им легко управлять на воде, его можно поднимать и опускать с помощью шасси, которое позволяло выходить на берег или на скат, кроме того, он может летать на одном из двух двигателей. Встал вопрос о расширении производства. Компания Сикорского была реорганизована и названа «Сикорски Авиэйшн Корпорэйшн», началось строительство нового, собственного завода.

ОБЛАСКАН ВЛАСТЬЮ

    В начале 1930-х годов все крупнейшие мировые державы начали готовиться к будущей мировой войне. Англия сделала ставку на флот, Франция – на пехоту, Германия и СССР на танки. А властители США, не собираясь класть миллионы своих солдат на европейском театре военных действий, но понимая необходимость иметь возможность нанести удар по любой стране в любой момент, направили усилия на усиленное развитие авиации.

     И естественно, один из лучших в мировой истории авиаконструкторов был обласкан американской властью. Например, когда его Эс-40 прилетел 12 октября 1931 года в Вашингтон, то в СМИ появилась речь жены президента Соединённых Штатов, которая произнесла целую хвалебную оду в честь детища Сикорского. 

    Самолеты серии Си-40 наладили воздушный мост между Южной и Северной Америками. Также были открыты маршруты, которые соединили Соединенные Штаты с Европой и Дальним Востоком.

А В ЭТО ВРЕМЯ В РОССИИ

    К концу 1920-х годов даже самым фанатичным большевикам стало ясно, что провести сверхскоростную индустриализацию в нищей и разрушенной Гражданской войной стране можно только одним способом – на костях крестьянства, и используя труд научно-технической интеллигенции за копейки. 

   Чтобы ограбить крестьян и вернуть крепостное право в деревню, карательные органы развернули кампанию по борьбе с мнимым кулачеством, насильно загоняя запуганных репрессиями крестьян в колхозы, которые обрекли их на десятки лет рабского и полуголодного существования.

   С учеными и инженерами советская власть поступила хитрее. Сначала началась масштабная кампания по ловле «вредителей». Под пытками в тюремных застенках тысячи высококвалифицированных специалистов заставили признаться, что они намеренно совершали на своих предприятиях или в своих лабораториях диверсии. 

    После этого «вредителей» отправляли в лагеря, обрекая на смерть от холода, голода, болезней и ножей уголовников. После этого (15 мая 1930 года) появился «Циркуляр Высшего Совета Народного Хозяйства и Объединенного государственного политического управления» об «использовании на производствах специалистов, осужденных за вредительство». 

    В частности, в этом документе говорилось: «Использование вредителей следует организовать таким образом, чтобы работа их проходила в помещениях органов ОГПУ». Так в СССР появились первые тюрьмы, одновременно являющиеся научно-исследовательскими институтами и конструкторскими бюро, – шарашки. 

    Попадавшие в них из лагерей люди были рады этому, поскольку в шарашках лучше кормили и над зэками не измывались ни блатные, ни охранники. И страх оказаться обратно в лагере стимулировал даже самых бесталанных специалистов на трудовые подвиги. 

РУССКИЕ СПЛОТИЛИСЬ

Если на Родине Сикорского ее жители, натравливаемые друг на друга большевистскими вождями, убивали и стирали в лагерную пыль друг друга, то в США, наоборот, русские друг друга поддерживали …

После триумфального выхода на воздушные трассы безотказного гидросамолета Сикорского Эс-42 президент британского Королевского общества аэронавтики сказал: «Господин Сикорский – выдающийся человек. Я очень жалею, что он не англичанин». 

Заказы в компанию Сикорского пошли полноводной рекой. Теперь у Сикорского были деньги. И он решил осуществить свою мечту – строительство вертолета, который бы долго летал, мало тратил горючего и был надежнее револьвера и столь же прост в использовании.

Ради выполнения этой мечты Сикорский сплотил вокруг себя лучшие эмигрантские кадры – более сотни лучших русских специалистов. И в 1939 году вертолет Сикорского был построен. А 7 октября 1943 года конструктор лично показал публике широкие возможности своей машины, абсолютно не похожей на все, что до сих пор производила мировая авиапромышленность. Началась новая эра в авиации.

Кстати, слава не вскружила конструктору голову. Двери его дома всегда были открыты для земляков. Игорь Иванович верил, что Россия очистится от коммунистического дурмана и возродится в качестве свободной и могучей державы. Своим детям Сикорский часто повторял: «Вы еще будете гордиться, что у вас русская кровь!».

Виктор ГЛАМАЗДИН

Следите за новостями журнала и новыми публикациями в наших официальных группах:

ВКонтакте: https://vk.com/zarussnarod

Фейсбук:https://www.facebook.com/zarussnarod/

Одноклассники: https://m.ok.ru/zarussnarod

Ссылка для скачивания